Комментарий ЭНКОР'авто к судебному решению по иску Роспотребнадзора в интересах Пеньковой Е.Б.

30.11.2017

В последнее время в СМИ появляется информация о ситуации, возникшей у нашего пассажира Пеньковой Е.Б. (далее - Е.Б.), предоставленная Роспотребнадзором, содержащая искаженные факты, при этом не приводится никаких комментариев с нашей стороны.
Мы считаем такой однобокий подход в журналистике неправильным, поэтому излагаем свое видение этой ситуации.

Прежде всего, хотим заметить, что на рейсах ЭНКОР'авто действует линейка тарифов, которая позволяет каждому пассажиру индивидуально выбрать подходящий ему уровень комфорта и набор дополнительных услуг.
06/01/2017 Е.Б. оплатила поездку из Кургана в Тюмень (аэропорт Рощино) по тарифу "на подсадку". По условиям тарифа "на подсадку", место для пассажира на борту не резервируется, пассажир принимается к перевозке только при наличии свободных мест непосредственно перед отправлением рейса.
Об условиях тарифа Е.Б. была персонально неоднократно и добросовестно проинформирована нами ДО получения оплаты и заключения сделки (в первый раз - на странице выбора тарифа, во второй раз - непосредственно перед оплатой), что нашло подтверждение во время судебного разбирательства, в т.ч. было подтверждено пояснениями самой Е.Б., а также документально (перепиской с ней). Таким образом, не вызывает никаких сомнений факт, что Е.Б. могла без какого-либо ущерба для себя отказаться от оплаты, если условия тарифа ее не устраивали. По нашему мнению, она добровольно и осознанно приняла на себя риск того, что на рейсе для нее может не остаться свободных мест, компенсацией которого являлась низкая стоимость (тариф "на подсадку" в среднем в два раза ниже тарифа STANDART и в три раза меньше тарифа PREMIUM, предусматривающих резервирование мест), что, в свою очередь, полностью соответствует нашим представлениям о справедливости, честности и прозрачности ведения бизнеса.
Хотим заметить, что фактическая явка пассажиров на рейс не зависит от нашей воли, поэтому мы не имеем никакой возможности заранее предупредить пассажиров из списка на подсадку о том, будут ли они приняты к перевозке на конкретном рейсе, - узнать об этом достоверно мы можем только непосредственно перед отправлением рейса.
Кроме того, пассажирам, оплатившим перевозку по тарифу "на подсадку", предоставляется возможность как зарезервировать место для себя на конкретном рейсе (с доплатой до тарифа, предусматривающего резервирование мест), так и (в случае, если перевозка без резервирования мест не состоится по причине отсутствия мест) воспользоваться без каких-либо штрафов и доплат другим рейсом в течение одного года с момента оплаты (при условии наличия на этом рейсе свободных мест перед отправлением), а, кроме того, оформить возврат денежных средств по истечение 1 года.
На рейсе EN 901 18.01.2017, которым хотела воспользоваться Е.Б., свободных мест для пассажиров из списка на подсадку не осталось, о чем Е.Б. была нами добросовестно и своевременно проинформирована посредством SMS.
Далее, вместо того, чтобы действовать в рамках заключенного договора (т.е. выбрать другой рейс или обратиться за возвратом денежных средств по истечении срока действия билета), она предпочла обратиться к нам с претензией, в которой требовала не только в течение 10 дней вернуть ей денежные средства, которые она оплатила нам при заключении договора, но и свои расходы на поезду в такси из Кургана в Тюмень в тот день, когда ей было отказано в перевозке.
Посчитав эти требования не соответствующими условиям заключенного договора (кстати, позже с нами в этой части согласился и суд), в их удовлетворении мы отказали, а также разъяснили ей в третий раз ее право зарезервировать место с доплатой, воспользоваться другим рейсом без доплаты или обратиться за возвратом после 7 января 2018 года.
Однако наш ответ Е.Б. не устроил, тогда она воспользовалась своим правом обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, а Роспотребнадзор обратился в мировой суд в ее интересах.
В судебные заседания Е.Б. не являлась, интерес к предмету спора не проявляла, для дачи пояснений в судебное заседание ее потребовалось вызывать принудительно (из-за чего, в частности, процесс затянулся почти на год). В своих пояснениях она подтвердила, что с условиями договора она была ознакомлена, но эти условия ей не подходят (зачем она, в таком случае, произвела оплату - нам не понятно до сих пор).
Свои моральные и физические страдания, компенсацию за которые она требовала с нас взыскать, ничем документально не подтвердила. Кстати, никакого багажа, о котором жалобно пишет одно из СМИ, у нее с собой в тот вечер не было и не могло быть, потому что в стоимость перевозки по тарифу "на подсадку" багаж не входит (а если у нее, в действительности, все же был с собой багаж, как публично утверждают некоторые журналисты - это означает, что Е.Б. просто-напросто хотела провезти его "зайцем", что также ее не красит). Вообще тариф "на подсадку" был задуман нами для тех, кому важно просто уехать на свободном месте, сэкономив при этом свои деньги, а не для тех, кто едет к самолету.
В решении суда в удовлетворении требования возместить расходы на такси (которые она заявляла в претензии) ей было отказано (таким образом, суд поддержал нашу позицию), однако суд посчитал незаконным сам факт включения в договор некоторых условий тарифа "на подсадку" (например, запрет на возврат денежных средств до истечения срока, указанного в договоре, который составлял один год), поэтому в судебном порядке договор, заключенный с Е.Б. был принудительно расторгнут, за включение в договор условий, нарушающих права потребителя, на нас был наложен штраф, а кроме того, обязанность возместить судебные издержки в виде гос. пошлины.
Мы не считаем правильным вмешательство регулятора в свободу волеизъявления сторон при заключении гражданско-правовых сделок, но поскольку суд решает вопросы законности, а не справедливости, то мы, являясь законопослушными гражданами, незамедлительно приняли меры, направленные на исполнение этого решения и недопущение дальнейшего нарушения закона, закрыв продажи по тарифу "на подсадку". К сожалению, это вызвало рост минимального тарифа, доступного на наших рейсах, на 30%. Мы приносим извининия тем пассажирам, которые неоднократно и успешно пользовались нашими услугами по тарифу "на подсадку", экономя свои деньги, за то, что у нас нет таких грандиозных лоббистких способностей, как у Роспотребнадзора, создавать нужный информационный фон из совершенно редких и частных ситуаций, а кроме того, не хотим закладывать в наши тарифы штрафы, присуждаемые тем, кто занимается потребительским экстремизмом, потому что в конечном счете эти штрафы и пошлины оплачивают добросовестные пассажиры, т.к. деньги на их оплату не печатаем, а зарабатываем.
Кроме того, мы призываем журналистов, публикующих новости любого рода, связанные с нашей деятельностью, перед такими публикациями обращаться к нам за комментариями, а не представлять однобокую позицию того, кто громче крикнул. В противном случае мы оставляем за собой право обращаться в суд с требованиями о возмещении вреда, если посчитаем, что такой материал нанес ущерб нашей деловой репутации.

На этом считаем вопрос исчерпанным.

С уважением,
команда ЭНКОР'авто.

<< другие новости